?

Log in

No account? Create an account

ru_transact


Трансактный анализ для всех


Previous Entry Share
Эмоциональная грамотность
основной
esgaledel wrote in ru_transact
Оригинал взят у esgaledel в Эмоциональная грамотность
Пока пишется очередной длиннопост, выкладываю свой перевод отрывка из книги Claude Steiner (Ph.D) и Paul Perry "ACHIEVING EMOTIONAL LITERACY. A Personal Program to Increase Your Emotional Intelligence". В своё время делал для маленьких семинаров, которые мы проводили вместе с Г. А. проводили.
Пожалуйста, не распространяйте без ссылки на блог.

Открытие Критикующего Родителя.

Во время сессий «Города Поглаживаний» мы обнаружили распространяющуюся активность Критикующего Родителя. Критикующий Родитель (или «Свино-Родитель», как мы назвали его тогда) – это внутренний угнетатель, голос которого в нашей голове мешает нам думать хорошее про других людей и нас самих.

Например, если кто-то из участников пытается дать или принять  положительное поглаживание, он, в буквальном смысле, будет «слышать голоса в голове», которые объяснят, почему давать или принимать поглаживание нельзя. И «голоса», окольным или прямым путем заставят участника почувствовать себя сумасшедшим, плохим или слишком глупым, чтобы принимать участие в этом странном упражнении.

Мы обнаружили, что буквально таки каждый из нас имеет у себя в голове безжалостного хулигана, который заставляет нас чувствовать себя плохо. Берн ассоциировал этого внутреннего «врага» с Родительским эго-состоянием, но мы установили, что Критикующий Родитель имеет мало общего с нашими реальными матерью и отцом. Фактически он (КР) содержит в себе все резкие замечания, которые мы слышали будучи детьми, когда другие люди пытались манипулировать или контролировать нас. Важно запомнить, что Критикующий Родитель – это как пленка с записанной на ней словами и мнениями других людей и воспроизведение этой «записи» можно остановить и фактически изгнать из нашей жизни.

Даже когда люди нуждаются в позитивных поглаживаниях чтобы расти, становится очевидным, что когда они пытаются дать, попросить или принять поглаживание, они часто сталкиваются с жестким кризисом самоуважения, который иногда поддерживается жесткой тревогой и даже ненавистью к самому себе.

Некоторые люди слышат «голос»: «Ты слишком эгоистичный. Ты не заслуживаешь поглаживаний» или «Это глупо, ты выставляешь себя дураком, заткнись»; некоторые испытывают тревогу или застенчивость, когда они дают или просят поглаживания. Практически у каждого есть внутренний хулиган, который время от времени злословит на него, особенно если человек эмоционально уязвим. Часть работы «Города Поглаживаний» - и Эмоциональной грамотности – в том, чтобы распознать и побороть Критикующего Родителя, который атакует не только наше самоуважение, но и других людей вокруг нас, а также от них нас.

Наша работа над «Городом Поглаживаний» принесла мне много открытий к природе эмоциональной жизни. Одно из них – даже если большая часть группы довольна работой «Города Поглаживаний» и чувствует себя хорошо, то есть несколько людей, кому больно, страшно или кто чувствует себя лишними. И поэтому я решил начинать каждую нашу встречу с соглашения, которое позволит сделать наше взаимодействие наиболее безопасным. Это соглашения я назвал «кооперативным контрактом» и он гарантирует, что ни участники, ни лидер не будут использовать и позволять другим  использовать никакие силовые игры в целях манипуляции другими и не будут лгать. Это также означает, что участники не должны делать то, что они на самом деле не хотят делать и гарантирует, что лидер не допустит ни одной  транзакции из Критикующего Родителя.

Этот контракт сильно уменьшил количество людей, которые чувствовали себя плохо после встреч. Это успокоительное, вызывающее доверие соглашение очень важный аспект эмоциональной грамотности. Это помогает обеспечить базу для иногда пугающей и сложной работы, которую нужно проделать, чтобы впустить чувства в нашу жизнь.

Эмоциональный интеллект и эмоциональная.

<…> Каждый из нас обладает определёнными эмоциональными навыками. У кого-то часть из этих навыков развиты, а у кого-то нет. Не переживайте, если  вы из второй группы людей. Участие в тренинге поможет вам поднять ваш уровень эмоционального интеллекта, который состоит из пяти навыков:

1)      Понимание своих собственных чувств: Вы понимаете, что чувствуете сейчас? Многие люди не умеют различать любовь, стыд, гордость, также как и не понимают причины, которые вызвали у них эти чувства. Обычно эти люди не могут даже сказать насколько сильны их эмоции сейчас, даже если попытаться предложить им какую-то шкалу для оценки. Если вы не сможете измерить силу того, что вы чувствуете, то вряд ли сможете понять, на сколько сильно эти эмоции овладевают вами и касаются окружающих вас людей.

2)      Разбираться в эмпатии: Вы понимаете, что чувствуют другие люди? Понимаете ли, почему другие чувствуют именно так, как чувствуют? Видите ли вы связь того, что они чувствуют с ситуацией? Это способность чувствовать их переживания как свои. Когда мы эмпатичны  в нас отдаются чужие эмоции. Мы интуитивно понимаем, что это за эмоции насколько они сильны и что их вызвало. Для некоторых это сложно, а для некоторых настолько просто, что они буквально таки «читают» эмоции других как открытую книгу.

3)      Обучение навыкам управления своими эмоциями: ваши эмоции под контролем? Понимание того, что вы сейчас чувствуете недостаточно для эмоциональной грамотности. Нам необходимо знать, когда их выражать, а когда придерживать. Нам необходимо понимать, когда избыточное или недостаточное выражение эмоций задевает других людей. Нам надо учиться, как заявлять о своих позитивных эмоциях, таких как любовь, надежда, радость.  И нам нужно знать, как выпускать наружу безопасно и продуктивно такие негативные эмоции как гнев, страх, вину и как отсрочивать их отреагирование до лучших времен.

4)      Исправление эмоциональных травм: Умеете ли вы извиняться и возмещать причинённый ущерб? Так как мы люди, мы все совершаем эмоциональные ошибки и причиняем другим боль. Но нам необходимо учиться тому, как понять, что пошло не так и уметь исправить это. Для этого нам нужно уметь принимать ответственность, просить прощение и возмещать ущерб. И также изменять свое поведение, если это доставляет кому-то боль. Это действительно непростая задача, но если мы этого не сделаем, то наши непризнанные ошибки надолго отравят отношения.

5)      Собирание всего вместе: когда вы продвинетесь по шкале Эмоциональной грамотности, у вас разовьется навык, который я называю «эмоциональное взаимодействие». Это означает, что вы можете чувствовать и настраиваться на эмоции других людей, ощущая их эмоциональное состояние и понимая как взаимодействовать с ними наиболее эффективно.

ЭТАПЫ ТРЕНИНГА:

Первая ступень: открытие сердца.
1)      Дача поглаживаний.
2)      Просьба поглаживаний.
3)      Принятие и Отклонение поглаживаний.
4)      Дача само поглаживаний.

Вторая ступень: Анализ эмоционального ландшафта (фона?).
5)      Заявление о Чувствах/Действиях
6)      Принятие Чувств/Действий.
7)      Открытие наших интуитивных предчувствий (толчков)
8)      Проверка интуитивных предчувствий (толчков)

Ступень третья: принятие ответственности.
9)      Извинение за свои ошибки.
10)   Принятие или отказ принять извинения.
11)   Просьба о прощении.
12)   Дача или отказ давать прощение.

Открытие сердца – в поддерживающем окружении вы делаете первые шаги к взаимной симпатии.

Анализ эмоционального ландшафта (фона?) – вы фокусируетесь на собственных эмоциональных приливах и отливах и эмоциях других людей, слушая с открытым сердцем и стремясь понять их.

Принятие ответственности – вы допускаете, что можете совершать большие и малые ошибки и таким образом причинять боль близким людям. Вы извиняетесь и компенсируете ущерб.

  • 1
А есть такая книга? Или это раздел книги "Emotional Literacy; Intelligence with a Heart"

Конкретно этот отрывок из книги "ACHIEVING EMOTIONAL LITERACY. A Personal Program to Increase Your Emotional Intelligence".
На сайте Стайнера есть в свободном доступе книга "Emotional Literacy; Intelligence with a Heart", являющаяся дополненной и переработанной копией предыдущей.

спасибо за разъяснения

  • 1